Положение о Региональном этапе Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос»
- Подробности
- Создано 31.08.2021 03:50
1. Общие положения
1.1 Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Регионального этапа Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос» (далее – Конкурс).
1.2 Конкурс проводится в рамках реализации:
- Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Указа Президента Российской Федерации от 19.04.2017 г. № 176 «О стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Федерального проекта «Успех каждого ребенка» Паспорта национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «О стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.12.2012 г. №2423-р «Об утверждении плана действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Всероссийского сводного плана мероприятий, направленного на развитие экологического образования детей и молодежи в образовательных организациях, всероссийских и межрегиональных общественных экологических организациях и объединениях на 2021 год.
1.3 Учредителем регионального этапа Конкурса является Министерство образования Кузбасса. Организует и проводит региональный этап Конкурса: Государственное учреждение дополнительного образования «Областная детская эколого-биологическая станция.
2. Цель и задачи Конкурса
2.1 Цель Конкурса – вовлечение обучающихся в деятельность по изучению, сохранению и популяризации природного и культурного наследия своего края, национальных традиций народов России, направленную на патриотическое воспитание детей и молодежи, удовлетворение их индивидуальных и коллективных потребностей в интеллектуальном и духовно-нравственном развитии.
2.2 Задачи Конкурса:
- вовлечь школьников в деятельность по разработке и реализации проектов, направленных на развитие экологического и этнографического туризма в городах и малых поселениях своего края;
- формироватьу подрастающего поколения национального самосознания, открытого для восприятия этнического своеобразия культур других народов, этического отношения к природе на основе общечеловеческих и этноконфессиональных нравственных ценностей;
- выявлять и распространять лучшие образовательные практики и новых подходов по вовлечению обучающихся в социально-экономическое развитие своей малой родины.
3. Участники Конкурса
3.1 К участию в Конкурсе приглашаются обучающиеся образовательных организаций в возрасте 10-18 лет, проявляющие интерес к изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины, а также педагоги дополнительного образования, реализующие дополнительные общеобразовательные программы этно-экологического направления.
3.2 Допускается индивидуальное и коллективное участие в соответствии с выбранной номинацией Конкурса.
3.3 Замена участников в ходе Конкурса не допускается.
3.4 Участие в Конкурсе является добровольным, бесплатным (безвозмездным) и не предусматривает внесение организационного сбора.
3.5 Подача работы на Конкурс означает добровольное согласие с условиями Конкурса.
4. Номинации Конкурса
4.1 Конкурс проводится по следующим номинациям:
Для обучающихся в возрасте 10-18 лет:
- «Духовные и экологические традиции моей малой родины» (рассматриваются творческие работы, отражающие уникальность, местные традиции городов и малых поселений: образцы сувенирной продукции, рецепты по приготовлению национальных блюд, описание традиционных семейных и природоохранных праздников, правил поведения в малых поселениях, направленных на сохранение традиций, культурной и природной среды).
Для обучающихся в возрасте 14-18 лет:
- «Этно-экологические исследования» (рассматриваются учебно-исследовательские работы, посвященные изучению истории взаимоотношений этноса и природы, места природы в культуре этноса, а также влияния этнических, религиозных и иных традиций на отношение к природе, рациональное природопользование);
- «Этноэкология и современность» (рассматриваются практические проекты, направленные на сохранение и развитие природно-культурной среды
- в гражданском сообществе (селе, городе) через воспроизводство явлений нематериальной культуры (песен, танцев, игр, обрядов и др.), отражающих нормы природопользования, этику взаимоотношений этноса с природной средой, а также применения этнических компонентов в дизайнерских разработках, производстве современной продукции и предметов материальной культуры (сооружений, жилища, одежды, утвари, продуктов питания и др.);
- «Эко-гид» (рассматриваются путеводители, описания маршрутов, знакомящие с культурным и природным наследием малой родины и направленные на развитие этно-экологического туризма);
- «Этно-экологическая журналистика» (рассматриваются видеосюжеты, фоторепортажи, статьи, эссе, очерки, блоги, социальная реклама, посвященные задачам комплексного сохранения природного и культурного наследия малой родины и выражающие личное понимание проблемы взаимоотношения этноса с природной средой).
4.2 Для педагогов дополнительного образования:
«Лучшие образовательные практики» (рассматриваются программно-методические комплексы одного из модулей дополнительной общеобразовательной программы).
Конкурс проходит в форме мастер-класса продолжительностью 15 минут, который проводит участник номинации. Тема мастер-класса определяется участником в соответствии с тематикой представленного модуля дополнительной общеобразовательной программы.
5. Порядок проведения Конкурса
5.1 Сроки проведения конкурса: муниципальный этап (сентябрь – октябрь) 2021 г.; региональный этап (ноябрь) 2021 г.; федеральный (январь – апрель) 2022 г.
Работы, присланные на Региональный этап Конкурса после 5 ноября 2021 года, не оцениваются.
5.2 Конкурс проводится ежегодно и состоит из двух этапов:
I этап (заочный) – включает в себя оценку конкурсных работ и отбор лучших из них для участия в очном этапе (8-10 ноября, 2021 г.).
Авторы работ, прошедшие заочный этап, приглашаются на профильную смену в ГАУДО «Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр «Сибирская сказка» для участия в очном этапе конференции (ноябрь, 2021 г.).
II этап (очный) – включает защиту конкурсных работ и ответы на вопросы членов жюри, присутствующих.
5.3 Региональный этап Конкурса проводится с участием победителей муниципальных этапов и самовыдвиженцев.
5.4 К участию в региональном этапе Конкурса в категории «самовыдвиженец» допускаются все обучающиеся образовательных организаций Кемеровской области - Кузбасса в возрасте от 10 до 18 лет, а также педагоги дополнительного образования, реализующие дополнительную общеобразовательную программу этно-экологического направления, выполнившие работу в одной из номинаций в соответствии с условиями Конкурса.
5.5 К участию в Конкурсе не допускаются работы:
- реферативные, содержание которых основано только на анализе литературных источников или на сведениях, предоставленных различными организациями и ведомствами;
- авторов, возраст которых не соответствует условиям Конкурса;
- занявшие призовые места на других конкурсных мероприятиях ГУДО ОДЭБС, проводимых в предыдущем и текущем годах;
- имеющие признаки плагиата.
5.6 Официальная информация о Конкурсе размещается на официальном сайте ГУДО ОДЭБС http://eco-kem.ru/, в группе «Вконтакте» https://vk.com/unnat42. Официальные хештеги Конкурса #ЮннатыКузбасса #ММР2021, #ДрузьяЗемли.
5.7 От одного автора (или авторского коллектива) может быть принято на Конкурс не более одной работы.
5.8 Участие в Конкурсе рассматривается как согласие на размещение конкурсных материалов в журнале «Юннатский вестник», средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
5.9 По итогам регионального этапа определяются участники финала Конкурса.
5.10 Для участия в Конкурсе до 5 ноября 2021 г. необходимо:
- заполнить заявку, размещенную на официальном сайте Государственного учреждения дополнительного образования «Областная детская эколого-биологическая станция» http://eco-kem.ru в разделе «Областные мероприятия»;
- организаторам муниципальных конкурсов необходимо заполнить электронный протокол муниципального этапа, размещенный на официальном сайте Государственного учреждения дополнительного образования «Областная детская эколого-биологическая станция» http://eco-kem.ru в разделе «Областные мероприятия»;
- направить конкурсные материалы в электронном варианте в виде архивного файла (zip или rar) размером не более 30 Мбайт на e-mail: konkurs-odebs@mail.ru с пометкой в теме письма «Моя малая родина». В названии архива указать фамилию, имя автора и территорию: Иванова_Мария_Кемерово.
5.11 Информация о Конкурсе размещена на сайте Государственного учреждения дополнительного образования «Областная детская эколого-биологическая станция»: http://eco-kem.ru. Ответственный за проведение Конкурса: Волкова Юлия Леонидовна, тел. (3842) 64-25-31.
6. Подведение итогов Конкурса
6.1 Всем участникам Конкурса выдаются сертификаты участника Конкурса.
6.2 В каждой номинации Конкурса определяются победители и призеры, которые награждаются грамотами Государственного учреждения дополнительного образования «Областная детская эколого-биологическая станция».
6.3 Работы победителей Конкурса будут направлены для участия во Всероссийском конкурсе «Моя малая родина: природа, культура, этнос».
Приложение 1
Требования к оформлению конкурсных работ
1. Общие требования к конкурсным работам
1.1. Все текстовые материалы должны быть написаны на русском языке (при необходимости с использованием латинских названий видов животных и растений). В приложениях возможно представление скан-копий, а также видеороликов, созданных любыми доступными средствами, соответствующих тематике Конкурса.
Продолжительность видеоролика – до 3 минут. Оценивается оригинальность решений для раскрытия темы, глубина идеи, образность, индивидуальность творческого мышления, оригинальность используемых средств. Участники размещают ссылку на видеоролик на видеохостинг YouTube.
1.2. Картографический материал должен иметь условные обозначения и масштаб.
1.3. Объем работы не более 25 страниц (за исключением номинации «Эко-гид»), шрифт – 14, интервал – одинарный. Размер файла не должен превышать 30 Мб.
1.4. Конкурсные работы на региональном этапе Конкурса должны быть представлены на бумажном носителе вместе с презентацией.
На Конкурс допускается представление дополнительных наглядных материалов, которые должны соответствовать теме работы и быть оформлены в соответствии с видом материала. Конкурсные работы вместе дополнительными наглядными материалами после защиты возвращаются их авторам.
1.5. Презентация должна быть содержательной, иметь не более 15 слайдов. Текст не должен дублировать выступление, а лишь дополнять, акцентировать внимание на важном. На последнем слайде презентации необходимо указать источники информации, которые использовались при создании презентации.
Презентация может быть выполнена в любой удобной программе, однако конечный вариант должен иметь формат PDF. Размер презентации не должен превышать 15 Мб.
1.6. Каждая работа должна иметь титульный лист, на котором указываются: название образовательной организации, при которой выполнена работа; регион (субъект РФ) и населенный пункт; название детского объединения; тема работы; фамилия, имя, отчество автора; класс; фамилия, имя, отчество, должность и место работы руководителя конкурсной работы (полностью) и консультанта (если имеется), год выполнения работы.
2. Требования к учебно-исследовательской работе
2.1. Структура учебно-исследовательской работы предусматривает:
- титульный лист (требования см. выше);
- содержание с указанием глав и страниц;
- введение с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы, указанием места, сроков и продолжительности исследования;
- обзор литературы по теме исследования;
- методика исследования – описание и обоснование методов сбора и обработки материала;
- основная часть, в которой представлены результаты исследования и проводится их обсуждение;
- заключение, содержащее выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации;
- список использованных источников и литературы.
2.2. Карты, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, фотографии и др. иллюстративные материалы могут быть даны в основном тексте или в приложении к работе.
2.3. При использовании литературы источники указываются в конце работы, а в тексте приводятся ссылки.
2.4. Картографические материалы должны иметь легенду, а также (как и любой другой иллюстративный материал) быть разборчивыми.
3. Требования к работам в номинации «Эко-гид»
3.1. Содержание данного материала должно представлять собой четкий, связный рассказ об интересных особенностях природы и культуры края, его самобытности, позволяющий читателю и экскурсанту при желании пройти маршрут самостоятельно.
3.2. Картографический материал обязателен. Он должен быть четким, наглядным, точным и содержать обозначение маршрута.
3.3. Прочие иллюстративные материалы (фотографии, рисунки, схемы и др.) могут быть представлены в произвольном виде. Главные требования к ним – наглядность, точность и информативность. В подписях к фотографиям должны быть указаны их источники.
3.4. Текст путеводителя составляется в свободной форме. Логика изложения может быть систематической (от природы к истории, культуре и современности), хронологической, географической (в порядке движения по маршруту) или иной. Подбор фактов, последовательность и форма их изложения – на усмотрение авторов. В начале или в конце путеводителя приводятся сведения о его апробации и использовании.
3.5. При использовании сведений из литературы или иных источников ссылки на эти источники обязательны.
4. Требования к работам в номинации «Этно-экологическая журналистика»
4.1. Публицистические произведения пишутся в свободной форме. Их объем не должен превышать 1 авторского листа (40 000 знаков печатных знаков или примерно 22 стандартные машинописные страницы).
4.2. Требования к социальной рекламе: соответствие идее Конкурса; общее эстетическое восприятие; высокий уровень эмоционального воздействия; качество технического исполнения; креативность (использование принципиально новых идей в создании работы); оригинальность художественного замысла.
4.3. Продолжительность видеосюжетов, видеороликов не должна превышать 3 минут.
4.4. К работе, помимо титульного листа, прилагается сопроводительный текст (объем – не более 2 страниц), содержащий сведения об авторе, помимо анкетных (интересы, опыт творчества и т.п.), и сведения о работе (цели и обстоятельства написания). Если материал был опубликован, указываются выходные данные (или интернет-ссылка), а также отклики на публикацию (если были), видеосюжеты. Указывается, как используется конкурсный материал в работе по сохранению природного и культурного наследия.
5. Требования к проектам в номинации «Этноэкология и современность»
5.1. Проект должен состоять из следующих разделов:
- введение, где раскрывается его актуальность (необходимо обосновать социальную значимость проекта, возможности использования его результатов), цель и задачи;
- этапы и ход реализации проекта;
- практические результаты. Это может быть видеозапись проведения какого-либо праздника, обряда, игр(ы); фотографии или рисунок изготовленного предмета и другое.
Натуральные экспонаты на федеральный заочный этап не принимаются.
6. Требования к работам номинации «Духовные и экологические традиции моей малой родины»
6.1. Работы, представляемые в данную номинацию, должны быть ориентированы на перспективу их использования при включении этно-экологического объединения обучающихся в работу по организации этно-экологического туризма в малых поселениях своего края.
6.2. Конкурсные работы по данной номинации представляются в виде сувенирной продукции, описания рецепты по приготовлению национальных блюд, описания традиционных семейных и природоохранных праздников, правил поведения в малых поселениях, которые должны быть направлены на сохранение традиций, культурной и природной среды.
6.3. Помимо представления своей творческой работы, авторы также должны приложить письменное обоснование своего выбора предлагаемой сувенирной продукции.
6.4. Рекомендуется иметь в приложении наглядный материал в форме видеоролика, раскрывающий содержание.
7. Требования к работам номинации «Лучшие образовательные практики»
На федеральном заочном этапе представляется модуль дополнительной общеобразовательной программы, который должен:
- соответствовать требованиям к структуре и содержанию дополнительных общеобразовательных программ согласно п. 5 приказа Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196, п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»).
На региональном этапе каждый из участников номинации проводит мастер-класс (по выбору участника) продолжительностью не более 15 минут в соответствии с тематикой модуля дополнительной общеобразовательной программы, представленного на федеральный заочный этап.
Приложение 2
Критерии оценки конкурсных работ
1.1. Критерии оценок работ в номинации «Духовные и экологические традиции моей малой родины»:
- соответствие идее Конкурса;
- историческая, культурологическая и естественнонаучная обоснованность выбора объекта или события данной территории;
- техника исполнения творческой работы (сувенирной продукции), его качество, художественность, дизайн, оригинальность / творческий подход в представлении событий, данных в описании;
- полнота представления работы;
- самостоятельность и активность автора работы, степень владения материалом, ответы на вопросы;
- практическая значимость выполненной работы.
1.2. Критерии оценки работ в номинации «Этно-экологические исследования»:
- обоснование актуальности проведенного исследования, постановка цели и задач;
- наличие комплексного, междисциплинарного подхода, соответствие идее конкурса;
- полнота изложения методики и обоснованность ее применения;
- достаточность собранного материала для получения результатов и выводов; качество, четкость и наглядность представленных результатов исследования;
- формулировка заключения или выводов, соответствие их цели и задачам работы;
- качество доклада (четкость его построения, соблюдение регламента, доступность изложения);
- творческий подход, самостоятельность и активность исследователя, степень владения материалом, ответы на вопросы;
- практическая значимость проведенного исследования для сохранения природного и культурного наследия.
1.3. Критерии оценок работ в номинации «Этноэкология и современность»:
- соответствие выступления теме проекта, информативность содержания;
- раскрытие самобытности замысла проекта;
- оригинальность исполнения (или воспроизведения);
- компетентность автора в вопросах культурологии, этнологии и экологии;
- качество выступления (четкость построения, соблюдение регламента, доступность изложения, выразительность);
- самостоятельность автора (степень владения материалом, ответы на вопросы);
- практические результаты проекта;
- перспективность дальнейшего использования представленного материала.
1.4. Критерии оценок работ в номинации «Эко-гид»:
- оригинальность представления материала;
- качество картографического материала и удобство навигации;
- наличие комплексного, междисциплинарного подхода (соответствие идее конкурса);
- интересность, достоверность и уровень подачи сведений о природе;
- интересность, достоверность и уровень подачи сведений о культуре;
- качество доклада (четкость его построения, соблюдение регламента, доступность изложения, наглядность);
- самостоятельность автора (степень владения материалом, ответы на вопросы, наличие творческого подхода);
- апробация и использование автором конкурсного материала в экскурсионной работе;
- личный вклад автора в развитие этно-экологического туризма своего края.
1.5. Критерии оценок работ в номинации «Этно-экологическая журналистика»:
- актуальность поднятой проблемы;
- наличие комплексного, междисциплинарного подхода (соответствие идее конкурса);
- стиль изложения, выразительность и образность;
- глубина осмысления проблемы, логичность;
- информативность представленного материала;
- компетентность автора в вопросах экологии, культурологии и этнологии;
- качество доклада (четкость его построения, соблюдение регламента, доступность изложения);
- самостоятельность автора (степень владения материалом, ответы на вопросы).
1.6. Критерии оценки работ в номинации «Лучшие образовательные практики»:
- новаторство и уникальность содержания;
- оригинальность технологий, используемых в организации практической деятельности;
- возможность использования в практике образовательных организаций;
- качество и информативность наглядно-иллюстративного материала;
- грамотность и логичность в представлении лучшей практики;
- качество представления работы (соблюдение регламента, доступность изложения, четкость и логика построения, ответы на вопросы).