Положение о XХ областной научно-практической конференции школьников «Экология Кузбасса», региональном этапе Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды имени Б.В. Всесвятского

1. Общие положения

1.1 Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения XХ областной научно-практической конференции школьников «Экология Кузбасса», регионального этапа Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды имени Б.В. Всесвятского (далее – Конкурс).

Учредителем регионального этапа Конкурса является Министерство образования Кузбасса. Организует и проводит региональный этап Конкурса Государственное учреждение дополнительного образования «Кузбасский естественнонаучный центр «Юннат».

1.2 Цель и задачи Конференции:

Конференция проводится с целью выявления и развития у обучающихся интереса и способностей к научно-исследовательской деятельности, направленной на изучение естественных и инженерных наук, повышение естественнонаучной грамотности, формирование экологически ответственного мировоззрения, личностную самореализацию и профессиональное самоопределение школьников.

Задачи:

  • выявить и поддержать талантливую молодежь, обладающую глубокими естественнонаучными знаниями и творчески реализующую их в решении задач по сохранению природных и искусственно созданных экосистем и их компонентов;
  • стимулировать интерес школьников к естественным наукам, технике и технологиям, ориентировать их на получение фундаментального образования и научные исследования;
  • решать актуальные для Кузбасса научно-исследовательские, инженерно-конструкторские и инновационные задачи с участием школьников;
  • привлечь внимание органов исполнительной власти Кузбасса и местного самоуправления, общественности и средства массовой информации к вопросам экологического просвещения, образования, воспитания и охраны окружающей среды;
  • создать условия для обмена опытом работы и установления творческих контактов между обучающимися, педагогами образовательных организаций Кемеровской области.

 

2. Участники Конференции

2.1 К участию в Конференции приглашаются обучающиеся образовательных организаций Кузбасса в возрасте от 10 до 18 лет, выполнившие исследовательскую работу в области фундаментальной, прикладной науки.

2.2 Допускается индивидуальное или коллективное (не более трех человек) участие в соответствии с выбранной номинацией Конференции.

2.3 Замена участников не допускается.

2.4 Подача работы (материалов) на Конкурс означает добровольное согласие с условиями конкурса.

 

3. Сроки, номинации и порядок проведения Конференции

3.1 Конференция проводится ежегодно и состоит из двух этапов:

I этап (заочный) – включает в себя прием работ и отбор лучших из них для участия в очном этапе. Работы принимаются до 12 октября 2025 года.

Авторы исследовательских работ, прошедших заочный этап, приглашаются на профильную смену в ГАУДО «Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр «Сибирская сказка» для участия в очном этапе конференции (13-18 ноября 2025 г.)

II этап (очный) – включает защиту конкурсных работ в форме устного выступления на конференции (до 7 минут) и ответы на вопросы членов жюри и присутствующих (до 5 минут). Во время защиты конкурсных работ возможно использование электронной презентации.

3.2 Конференция проводится по следующим номинациям:

В рамках Экологического марафона «Экобережок» для обучающихся 5-8 классов при Грантовой поддержке Движения Первых проводятся три номинации:

«Вода – наше богатство» (исследовательские проекты школьников по аудиту расходования воды и определению качества воды в природных источниках);

«Обращение с отходами» (исследования, связанные с возможностью переработки, утилизации и обработки различных видов отходов; исследования по организации раздельного сбора, предварительного накопления отходов, их переработки и утилизации; исследования по накоплению бытовых отходов, проведение аудита по накоплению различных видов отходов в учреждении и домашних условиях);

«Лампочка» (аудит по расходованию электроэнергии дома и в образовательном учреждении, включающий выполнение исследований в бытовых условиях и в образовательных организациях. Исследования по экономии электроэнергии).

В рамках регионального этапа Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды имени Б.В. Всесвятского

Для обучающихся в возрасте от 10 до 13 лет:

«Юные исследователи» (учебные исследования, соответствующие тематическим направлениям номинаций Конференции).

Для обучающихся в возрасте от 14 до 18 лет:

«Зоология и экология позвоночных животных»(исследования обитающих в дикой природе млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб; фаунистика, зоогеография и экология различных систематических групп позвоночных; исследования поведения позвоночных);

«Зоология и экология беспозвоночных животных» (исследования обитающих в дикой природе насекомых, паукообразных, многоножек, ракообразных, моллюсков, червей, простейших и др.; фаунистика, зоогеография и экология различных систематических групп беспозвоночных; исследования поведения беспозвоночных);

«Экспериментальная зоология» (исследования особенностей содержания, благополучия и онтогенеза диких животных в условиях неволи, исследования в области физиологии и поведения животных разных систематических групп);

«Ботаника и экология растений» (исследования биологических и экологических особенностей дикорастущих растений; популяционные исследования растений; исследования флоры и растительности);

«Микология, лихенология, альгология» (исследования биологических и экологических особенностей грибов, лишайников и водорослей, выявление эколого-морфологических особенностей, систематических групп, разнообразие грибов в природных экосистемах, симбиоз грибов с растениями, современные направления исследования лишайников);

«Человек и его здоровье» (исследования влияния воздействия факторов окружающей среды на организм человека, на его здоровье; изучение эффективности мер профилактики заболеваний и поддержания иммунитета; исследования в области физиологии человека; исследования в области экологии поселений; исследования в области новых полезных свойств живых организмов, субстанций и тканей);

«Ландшафтная экология и почвоведение» (исследования, направленные на комплексное изучение экосистем, оценку экологического состояния ландшафта, изучение взаимосвязей и взаимодействий между компонентами экосистемы, физико-географические исследования; исследования почв природных экосистем: физических, химических и биологических свойств почвы; исследования, направленные на изучение химических и биохимических процессов в почвах агросистем и растениях, анализ антропогенного загрязнения почв и грунтов и его влияния на организм человека, исследования в области восстановления первозданного облика природы на пост-индустриальной территории, комплексные фенологические исследования, описывающие приемы воздействия на почвы с целью повышения их плодородия);

«Палеонтология, минералогия и петрография» (исследования представителей ископаемых растений, животных, а также палеоэкосистем, изучение разнообразия минералов и иных горных пород);

«Экологический мониторинг» (исследования, в которых анализируется качество водной, воздушной или почвенной среды путём применения методов физики и химии, либо посредством методов биоиндикации);

«Геоинформатика» (исследования, направленные на использование ГИС-технологии и данных дистанционного зондирования земли в природоохранной деятельности, создание цифровых карт и геоинформационных систем, космический мониторинг состояния окружающей природной среды – мест захоронения твердых бытовых и промышленных отходов, лесных пожаров, подвижек ледников);

«Прикладная клеточная биология, биотехнология, генетика и селекция» (исследовательские работы, связанные с интеграцией химических технологий в эволюционные процессы природных систем; исследовательские работы, направленные на выявление и разработку химических индикаторов здоровья экосистемы региона; исследовательские работы, связанные с биологическими и экологическими особенностями бактерий и вирусов, культивированием хозяйственно-значимых штаммов микроорганизмов; создание и разработка новых сортов растений; применение живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач);

«Клеточная биология, генетика» (исследования, направленные на изучение биологии клетки, генетики растений, животных, микроорганизмов, человека, а также мутагенов, канцерогенов, аллергенов, антимутагенов, наследственных болезней; исследование продуктивности новых сортов растений; исследование применение живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач);

«Зеленая энергетика» (исследования, направленные на изучение влияния воздействия на окружающую среду антропогенных факторов, вызванных деятельностью человека по добыче полезных ископаемых, производством, передачей и потреблением электрической и тепловой энергии);

«Зеленая инженерия» (исследовательские работы, направленные на разработку интерактивного оборудования для исследования и охраны окружающей среды (устройства умного сельского экодома, экосада, экоогорода, разработка зеленых решений в области энергетики (минимальный жизнеспособный продукт, полезная модель, цифровые двойники систем альтернативной энергетики и так далее), разработка программного обеспечения, направленного на эффективные решения в области рационального природопользования или экологического образования и просвещения (разработка приложений, в том числе образовательных и др.); технические решения для выполнения инструментальных исследований и мониторинга окружающей среды, систем контроля доступа; исследовательские работы, направленные на получение экологически чистых источников электроэнергии, ее распределения и аккумуляции);

 «Астрономия и изучение космического пространства» (исследования, связанные с теоретической и наблюдательной астрономией, астрофизикой, космологией, планетологией, изучением и освоением космического пространства; естественные науки в космосе – космические эксперименты, физика невесомости и др.; космическое образование и просвещение – разработка учебных моделей, программного обучающего обеспечения (приложения для мобильных устройств и иное).

3.3 Работы оформляются согласно требованиям к оформлению конкурсных материалов (работ) (Приложение 1).

3.4 Оценивание работ на заочном и очном этапе Конференции проводится согласно критериям (Приложение 2).

3.5 Жюри оставляет за собой право отбора представленных работ. В случае недостаточного количества работ, прошедших отбор, отдельные номинации могут быть объединены или отменены.

3.6 К участию в конкурсе не допускаются работы:

  • реферативные, содержание которых основано только на анализе литературных источников или данных, предоставленных различными организациями и ведомствами;
  • не соответствующие содержанию Конкурса и его номинациям;
  • участвовавшие в региональном этапе Конкурса, проводимом в 2024 году или ранее (исключение составляют работы, дополненные новыми исследовательскими и экспериментальными данными);
  • авторов, возраст которых не соответствует установленному для участников Конкурса;
  • имеющие признаки плагиата (уникальность текста менее 60%).

Работы, указанные в пункте 3.6 не оцениваются жюри и не участвуют в Конкурсе.

3.7 От одного автора на Конкурс принимается не более одной работы (в том числе в соавторстве).

3.8 Для участия в Конференции необходимо до 12 октября 2025 года (включительно):

  • разместить электронный вариант работы на Яндекс Диске и прислать ссылку при заполнении заявки;
  • заполнить заявку, размещенную на сайте Государственного учреждения дополнительного образования «Кузбасский естественнонаучный центр «Юннат» http://eco-kem.ru в разделе «Областные мероприятия»;
  • для получения актуальной информации о Конкурсе подписаться на госпаблик Кузбасского естественнонаучного центра «Юннат» https://vk.com/unnat142.

3.9 Участникам, получившим приглашение на очный этап Конференции – защиту исследовательских работ, необходимо иметь:

  • исследовательскую работу на бумажном носителе (внесение изменений в исследовательскую работу после её отправки на заочный этап конференции не допускается);
  • медицинские документы, необходимые для пребывания в ГАУДО «Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр «Сибирская сказка», список будет указан в информационном письме.

3.10 Работы (фрагменты работ) могут быть опубликованы в СМИ с сохранением авторства.

3.11 Официальная информация о Конференции размещается на сайте Государственного учреждения дополнительного образования «Кузбасский естественнонаучный центр «Юннат» http://eco-kem.ru.

Ответственный за проведение Конференции: Волкова Юлия Леонидовна, тел. 8 923-485-42-20.

 

4. Подведение итогов Конференции

4.1 Итоги Конференции подводятся жюри по результатам очного этапа. Решение жюри обжалованию не подлежит.

4.2 Участники очного этапа получают сертификаты.

4.3 Победители и призеры регионального этапа Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды имени Б.В. Всесвятского награждаются грамотами Государственного учреждения дополнительного образования «Кузбасский естественнонаучный центр «Юннат».

4.4 Работы победителей будут рекомендованы для участия во Всероссийском конкурсе юных исследователей окружающей среды имени Б.В. Всесвятского (с международным участием).

4.5 Победители и призеры номинаций «Вода – наше богатство», «Обращение с отходами», «Лампочка» экологического марафона «Экобережок» для обучающихся 5-8 классов при Грантовой поддержке Движения Первых награждаются грамотами и брендированной продукцией проекта от Движения Первых.

 

5. Финансирование Конференции

5.1 Расходы, связанные с проведением Конференции, оплачиваются из средств областного бюджета.

 

Приложение 1

Требования к оформлению конкурсных материалов (работ)

1. Общие требования к конкурсным материалам (работам)

1.1. Все текстовые материалы должны быть оформлены на русском языке с соблюдением орфографических и пунктуационных норм (при необходимости с использованием латинских названий видов животных и растений).

1.2. Объем работы – не более 25 страниц, шрифт 14, интервал одинарный.

1.3. Картографический материал должен иметь условные обозначения и масштаб.

1.4. В конце работы приводится список используемой литературы (библиографический список), оформленный с учетом рекомендаций ГОСТ (ГОСТ Р 7.0.11-2011). В тексте работы должны быть ссылки на литературные источники, указанные в списке используемой литературы.

1.5. В приложении помещаются вспомогательные и дополнительные материалы: таблицы массивов данных, рисунки, графики, схемы и иное, если они помогают пониманию полученных результатов.

1.6. На очный этап Конкурса представляются конкурсные материалы (работы) на бумажном носителе вместе со стендовыми материалами и дополнительными наглядными материалами к ним (гербарии, зоологические коллекции и иное). Дополнительные наглядные материалы должны соответствовать теме работы и быть оформлены в соответствии с видом материала. Конкурсные работы вместе с дополнительными наглядными материалами после защиты возвращаются их авторам.

 

2. Структура исследовательской работы

2.1. Требования к оформлению исследовательской работы.

Исследовательская работа должна содержать:

  • титульный лист, на котором указываются: название образовательной организации, в которой выполнена работа; субъект Российской Федерации и населенный пункт; название детского объединения; тема работы; фамилия, имя, отчество автора; класс; фамилия, имя, отчество, должность и место работы руководителя конкурсной работы (полностью) и консультанта (если имеется), год выполнения работы; содержание работы с указанием страниц.

2.2. Содержание исследовательской работы.

В структуре изложения содержания работы должно быть представлено:

  • введение, где должны быть сформулированы цель и задачи работы, степень изученности проблемы, сделан краткий литературный обзор, обоснована актуальность исследования, а также указаны место и сроки проведения исследования, при необходимости дана физико-географическая характеристика района исследования и режим хозяйственного использования территории;
  • обзор литературы по теме исследования;
  • методика исследований (описание методики сбора материалов, методы первичной и статистической обработки собранного материала);
  • результаты исследований и их обсуждение, при представлении результатов желательно использование таблиц, диаграмм и графиков, а также методов базовой статистической обработки;
  • выводы, где приводятся краткие формулировки результатов работы в соответствии с поставленными задачами;
  • заключение, где могут быть отмечены лица, принимавшие участие в выполнении и оформлении работы, намечены дальнейшие перспективы работы, указаны практические рекомендации.

 

Приложение 2

Критерии оценки исследовательских работ

 

1. Критерии оценки исследовательских работ на заочном этапе

  • соответствие исследовательской работы требованиям к ее оформлению;
  • актуальность, новизна и инновационность выбранной темы и ее обоснование;
  • постановка цели и задач, их соответствие содержанию конкурсной работы;
  • анализ области исследования (глубина проработанности и осмысления материала, использование литературы);
  • обоснованность применения методики исследования, полнота ее изложения;
  • полнота и достоверность собранного и представленного материала;
  • качество представления, наглядность результатов исследования;
  • анализ и обсуждение результатов, обоснованность и значимость выводов;
  • практическая значимость проведенного исследования;
  • уровень самостоятельности в проведении исследования
  • оригинальность работы должна быть не меньше 60% (проводится проверка на антиплагиат).

 

2. Критерии оценки конкурсных работ на региональном очном этапе Конкурса

  • качество доклада (четкость его построения, доступность изложения, соблюдение регламента);
  • качество оформления и наглядность презентационного материала;
  • степень владения темой, знание терминологии, ответы на вопросы;
  • активность на секции, умение задавать вопросы, содержащие анализ информации по темам работ других юных исследователей.

Распечатать

Фотоальбом