Как спасали Ботанические сады в Великую Отечественную войну

Ленинградский Ботанический сад

Страшные события 1941-1944 годов затронули весь город. Пострадал от артиллерийских обстрелов и холода и один из старейших в России Ботанический сад, основанный ещё Петром I.

Аптекарский огород был открыт в феврале 1714 года для выращивания лекарственных трав для нужд армии, а к 40-м годам XVIII столетия Ботанический сад Петра Великого с богатейшей коллекцией растений стал крупнейшим в России.

Сад ботанического института РАН пострадал в самом начале блокады: 15 ноября 1941 года фугасная бомба весом в несколько сотен килограммов упала на территорию рядом с оранжереей №17. Взрывная волна выбила стёкла самой большой в саду пальмовой оранжереи.

От этого взрыва пострадали и 16-я (кактусовая), 18-я (тропическая) оранжереи, а также котельная, снабжавшая теплом представителей южной флоры. Сотрудники сада всю ночь в двадцатиградусный мороз перетаскивали горшки с растениями в другие помещения, но, естественно, огромные пальмы спасти не удалось – все они погибли от холода.

Бомбы и снаряды, регулярно на протяжение всего времени блокады падавшие на территорию Ботанического сада, предназначались врагом для бункера командующего Балтийским флотом адмирала Владимира Филиповича Трибуца, расположенного неподалёку на Аптекарском острове.

Пострадали практически все помещения Ботанического сада. Сотрудники разобрали по домам экспонаты, заставив горшками всё свободное место около буржуек в своих квартирах. Растения пристраивали в госпиталях, на заводах – везде, где было тепло.

Подвиг ботаников и научная работа в холоде разрушенных оранжерей

В голоде и холоде блокадного города сотрудники Ботанического сада не прекращали научной работы. Во время войны было защищено несколько научных диссертаций. Учёные отказывались уехать в эвакуацию и оставить своих питомцев. Самоотверженно лечили пострадавшие, обмороженные растения, обрезая побитые морозом участки и присыпая толчёным углём «раны».

Курнаков Николай Иванович – легенда Ленинградского Ботанического сада

С большой любовью пишет Николай Иванович Курнаков о восстановлении своей любимой коллекции кактусов:

«Поработать с ними пришлось, как с малыми детьми. Обмороженные места растений загнивали; подрезкой, дезинфекцией, присыпкой толченым углем мы добивались залечивания ран».

Многие спасённые от холода растения Николай Иванович держал в своей небольшой квартире. В ней всё было занято растениями: подоконники, столы, пол и т.д. Лишь небольшая дорожка вела к свободной от кактусов кровати учёного.

За свои заслуги перед Отечеством Николай Иванович Курнаков был награждён орденом Трудового Красного Знамени, а в поздравительном адресе от 1 декабря 1943 года в честь его 60-летия были такие слова:

«В годы тяжелой разрухи Гражданской войны, в год большого наводнения в Ленинграде в 1924 г. и особенно в годы Великой Отечественной войны с немецкими захватчиками, когда Ботанический институт и Сад переживали особенно тяжелые времена, Вы показали беззаветную преданность делу, самоотверженно спасая народное достояние. Лишь благодаря вашей энергии, опыту и знаниям оказалось возможным спасти кактусовые, орхидные и другие музейные коллекции живых растений».

Николай Иванович вместе со своей коллекцией дождался снятия блокады и окончания войны, но здоровье его, как здоровье и силы многих ленинградцев, переживших это страшное время, было подорвано. Его не стало почти сразу после того, как русский народ отпраздновал Великую Победу.

Человек ушёл, но осталась коллекция растений, сохраненная ценой его жизни. А еще остались книги. Они продолжали выходить уже после смерти автора.

Не сумев спасти большинство растений, учёные собрали с них семена, черенки, споры. Уже в 1942 году весь этот посевной материал был высажен в непострадавшей разводной теплице.

Умирая от голода и истощения, как и все жители блокадного города, работники сада сохраняли растения, многие из которых были съедобными. Остался неприкосновенным и семенной фонд Ботанического института, и другие вполне съедобные экспонаты. За всё время блокады на территории парка не было спилено на дрова ни одно коллекционное дерево. Были сохранены более 15 миллионов уникальных листов с гербариями, 150 000 томов и документов ботанической библиотеки.

Несмотря на тяготы войны, в Ботаническом саду не прекращалась и просветительская деятельность. Для свободного доступа была открыта библиотека, проводились лекции, работниками сада для горожан были подготовлены брошюры о выращивании овощей, о съедобных и ядовитых дикорастущих растениях, подборки рецептов блюд, которые можно приготовить из «подножного корма» – одуванчиков, лопухов, крапивы.

На обширных территориях Ботанического сада выращивалась рассада для блокадных огородов, разбитых в парках и скверах Ленинграда, чтобы прокормить горожан. Ботанический сад вернулся к своим истокам – аптекарскому огороду: выращивали лекарственные растения для нужд госпиталей. Сажали и цветы – чтобы дарить букеты раненым. Знания учёных использовались и для военных целей: для расшифровки данных аэрофотосъёмки.

После войны Ленинградский Ботанический сад восстановил свою коллекцию – часть вырастили из спасённых черенков и семян работники сада, приносили чудом уцелевшие комнатные растения сами горожане, вагонами присылали экземпляры тропической флоры другие ботанические сады мира и правительства многих стран. Первая экскурсия в ещё полуразрушенных оранжереях была проведена уже в 1946 году.

При посещении Ботанического сада в наше время обратите внимание на Георгиевские ленточки, украшающие некоторых «зелёных жителей» в оранжереях. Так отмечены растения-ветераны, пережившие, благодаря героическим усилиям работников Ботанического сада, холод блокадных зим и обстрелы вражеской авиации. Всего до наших дней сохранилось около ста из более тысячи спасённых растений.

Сибирский ботанический сад Томского государственного университета

В годы Великой Отечественной войны Сибирский ботанический сад Томского государственного университета сохранил все насаждения, коллекционные питомники и оранжерейные растения. В суровые зимы растения в оранжереях закапывали в землю.

Во время войны садом руководила Агния Демидовна Бейкина.

Перед садом поставили задачу – обеспечить местную фармацевтическую промышленность и лечебные учреждения местным сырьём.

Коллектив сада провёл большую работу по оказанию помощи тылу и фронту:

вырастили и передали аптекоуправлению и фармзаводу

  • 100 килограмм наперстянки,
  • 45 килограмм ландыша майского,
  • 13 килограмм аптечной ромашки,
  • 28 килограмм белены.

Томский горпищекомбинат по инструкции, разработанной сотрудником Ботанического сада, Гончаровым А. Г. изготовил и передал в госпитали более 2000 литров ягодных вин, 1000 килограмм кофе, 500 килограммов чая.

В саду выращивали для заводов сотни тысяч рассады овощных растений, снабжали их семенами овощных культур, учили размножать картофель срезками верхушек.

научные сотрудники ботанического сада провели большую работу по оказанию помощи подсобным хозяйствам заводов и индивидуальным огородникам (особенно эвакуированным).

  1. Источник: https://7dach.ru/NatashaPetrova/botanicheskiy-sad-v-blokadnom-leningrade-159813.html
  2. Источник: https://peterburg.center/story/prikazano-vyzhit-kak-spasali-botanicheskiy-sad-v-velikuyu-otechestvennuyu-voynu.html
  3. Источник: https://sibbs.tsu.ru/node/491

Фотоальбом